11 февраля в Городищенском историко-краеведческом музее имени Г.С. Шаповаловой состоялось открытие первой персональной выставки нашего земляка, жителя поселка Кузьмичи, художника Евсеева Николая Николаевича.

На открытие выставки Николай Николаевич пригласил своих коллег – волгоградских художников: Ларина И. В., Лаптева Ю.Б., Липницкую Т.В., Рахлеева В.А., Попову А.В., Власова Е.Е., Шолоха В.Н. Пришли жители района, с которыми он лично знаком, были приглашены дети из Центра детского творчества, воспитанники Ульяновой Л.А.

На этом, значимом для него событии, его приняли в Творческий Союз Художников. Человский Витол Дмитриевич Член ТСХ России и МФХ ЮНЕСКО, руководитель группы ТСХР «ПАЛИТРА – 7 – ВЕТРОВ» города Волгограда вручил Николаю Николаевичу членский билет.

Председатель профсоюзной организации ВРО ТСХ России Шевченко Нина Дмитриевна, наградила художника Почетной грамотой профсоюзной организации «За творческие достижения, активное участие в выставках и деятельности профсоюзной организации».

Присутствующим в нашем зале гостям и посетителям музея специалист музея Кияшко Л.Д. рассказала о виновнике торжества, представившем на суд зрителей свои работы – о Евсееве Николае Николаевиче.

Родился Николай Николаевич 9 декабря 1959 года в деревне Панькино, Горномарийского района, республики Марий Эл.

Республика расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, в среднем течении реки Волги, природа этих мест очень красива и разнообразна. «Страна голубых озёр» называют её туристы, здесь много уголков нетронутой природы и сотни родников и ключей, которые питают многочисленные озера и реки.

Его мать Христина Егоровна, отец Николай Андреевич – марийцы. В семье Николая и Христины родилось трое детей – дочь Зинаида и двойняшки Николай и Виталий.

Как говорит Николай Николаевич, в их семье все были увлечены искусством: папа любил рисовать лошадей, мама барышень с коромыслами, в красивых, нарядных платьях, любили рисовать и они с братом, а вот сестра Зинаида вышивала.

Когда мальчики учились в четвертом классе в школу приезжали педагоги из Республиканской специальной музыкально-художественной школы-интерната для одарённых детей №1 города Йошкар-Ола. Они отметили способности мальчиков, ему и брату Виталию предложили по окончании начальной школы попробовать поступить учится.

Повез в столичный город мальчиков отец, дети успешно сдали вступительные экзамены, но за обучение нужно было платить ежемесячно по 18 рублей за каждого. Отец решил, что финансово не потянет такие затраты и принял решение возвратиться домой, но на вокзале, буквально перед отправкой, изменил своё решение, так как сыновья расплакались, очень хотели обучаться в школе. Сердце отца не выдержало, он вернулся назад и написал заявление о приеме сыновей на обучение.

С сентября 1971 года и по 1975 год мальчики обучались в городе Йошкар-Ола, в школе-интернате, где получили восьмилетнее образование и специальные навыки по рисованию, резьбе, акварели.

Дальше оба, успешно сдав вступительные экзамены, продолжили обучение в Чебоксарском художественном училище, выбрав отделение живописи.

Чебоксарское художественное училище было основано 1934 году. За годы своего существования стало кузницей профессиональных художников Чувашии.

На сайте Чебоксарского художественного училища, в отделе «История училища» написано, что выпускники Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Розалия Михайловна Ермолаева с мужем Гуриным Василием Степановичем и другом Бургуловым Евгением Ефимовичем в 1948 году приехали работать в Чебоксарское художественное училище. «С их приходом оно постепенно поднялось в число лучших учебных заведений России. Талантливые, самобытные художники и яркие, неординарные личности, они оказались и замечательными педагогами – создали такую напряженную и насыщенную творческую атмосферу, которая всколыхнула молодое поколение, жаждущее окунуться в высокий мир искусства».

Так распорядилась судьба, что Розалия Михайловна Епифанова, к тому времени уже известный художник и педагог, директор художественного училища принимала у братьев вступительные экзамены.

Из всех замечательных педагогов, которые преподавали в училище, выделяет Николай Николаевич Алатова Станислава Иосифовича. Выпускник Чебоксарского художественного училища, живописец, закончивший факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Член Союза художников СССР, преподаватель Чебоксарского художественного училища Алатов С. И. отметил способности студента Евсеева и настоятельно рекомендовал ему продолжить обучение в Ленинградском институте имени И.Е. Репина.

Но в 1979 году Николай идёт служить в ряды Советской Армии. Служит в Ровно, в мотострелковых войсках, в штабе армии – выполняет работы по оформлению учебных кабинетов.

После службы в Армии начинаются его трудовые будни. Он работает художником-оформителем в кинотеатре «Юность», на заводе «Потенциал» в городе Козьмодемьянске, в колхозе имени Калинина, в Черноярской школе Астраханской области, затем трудиться в кооперативе «Дизайнер», «Русь».

В 1989 году по приглашению директора совхоза Реуцкова Николая Иосифовича художник с семьей переезжает в поселок Кузьмичи, как специалист получает жильё – коттедж, в котором до сих пор проживает. В те времена совхоз Кузьмичевский был одним из лучших в районе по экономическим показателям, село процветало, сюда за передовым опытом приезжало много гостей не только из России, но и из-за рубежа. Глава совхоза благоустраивал поселок и художник-оформитель пришелся как нельзя кстати.

Для совхоза Евсеев оформляет столовую, детский сад, в местном приходе Иверской иконы Божьей Матери – резные «царские врата», рамочки для икон, ковчег для плащаницы, а также выполняет заказы для жителей поселка.

Для Городищенской церкви Богородицы «Всех скорбящих радости» им оформлен ковчег, два резных трона, семисвечник, аналой, «царские врата», он занимался восстановлением внутренней части центрального купола.

Много резных работ художника, живописных полотен находятся в частных коллекциях в России, Германии, Чехословакии.

Николаю Николаевичу Евсееву, профессиональному художнику, в большей части своей жизни пришлось быть не величественным творцом, а простым ремесленником, его работы всегда делались не для выставок, а для конкретного заказчика. В его жизни были периоды экономического благополучия и сложные ситуации, но природный талант и упорство, скромность, ответственность и трудолюбие, заложенные родителями и, конечно, уроки его педагогов, развившие в нем задатки художника до профессиональных навыков, помогали ему выжить, достойно содержать семью, воспитывать детей.

С 1994 года Николай Николаевич работает в ФГБУ "Управление "Волгоградмелиоводхоз" по Волгоградской области, и как он говорит о себе, трудиться свободным художником. У него такое количество зарисовок и набросков, что складывается впечатление, будто он не расстаётся с карандашом ни на минуту и постоянно делает зарисовки – вот сады и заросшие кустарником ёмкости и агрегаты насосной станции, лохматый пес, сотрудники станции, где он работает. В законченных графических работах, представленных на выставке, тонкие изящные линии, штриховка, создают не только внешнюю похожесть пейзажа или портрета, но и раскрывают внутренний образ изображаемого, а также душевное настроение художника.

Основную часть выставки представляют живописные работы мастера, выполненные художником в сдержанных, холодных тонах – зимние пейзажи, реалистично передающие состояние природы нашего края в это время года. «Первый лед», «Накануне весны», «Мартовское половодье», «Под голубыми небесами» – картины в которых угадывается эпическое, величественное, повествовательное звучание пейзажа, которое характерно для выпускников Чебоксарского художественного училища.

Картина «Иссякшее русло» выполнена в основном в темных охристых тонах, но центр её поражает необыкновенно чистым, лазурным цветом. В овраге блестит вода, а значит – есть надежда на возрождение.

«Волжское утро» и «Волжский ветерок» – картины написанные художником у речного порта города Волгограда, городской пейзаж украшает могучая, русская река Волга.

На выставке есть портретные работы художника «Машенька», «Алла», «Внук Максим» – все картины пропитаны любовью художника к персонажам, чьи образы он переносит на холст.

В экспозиции представлена жанровая работа «Футбольные страсти в деревне Панькино». Написана она по воспоминаниям, художник показывает на ней красоту природы края, где он родился и погружает зрителей в мир своего детства.

На выставке представлены пейзажи его дочери – Маликовой Надежды. Нужно сказать, что любовь к творчеству передалась его детям по наследству. Надежда закончила ВГИИК, отделение ДПИ, сейчас работает педагогом в Городищенской школе искусств, старший сын Алексей – резчик по дереву, а вот младший Сергей – спортсмен, живет в Астрахани.

Обобщая всё выше изложенное, можно сказать, что на данный момент художник прошел хорошую школу жизни, его картины глубоко реалистичны и понятны, близки простому, неискушённому в художественных изысках зрителю. На полотнах он пишет окружающую нас реальность, с какой сталкивается большинство людей в повседневной жизни. Художник и его зрители существуют в одном мире, они близки, понятны друг другу, но, в картинах художника есть что-то такое, что заставляет относиться к окружающему миру чуть теплее.

В своих работах он говорит, что этот мир – прекрасен!

Городищенский историко-краеведческий музей приглашает жителей района посмотреть картины нашего земляка Николая Николаевича Евсеева, и получить глоток успокоения, обрести внутреннее равновесие, взглянув на мир глазами художника.