12 июня Владимиру Микояну, старшему лейтенанту, участнику Великой Отечественной войны, исполнилось бы 100 лет.

Он родился в знаменитой, в советское время, семье Анастаса Ива́новича (Оване́совича) Микояна, который в пятидесятые годы прошлого столетия был Министром внутренней и внешней торговли СССР.

Анастас Иванович в браке с Ашхен Лазаревной Туманян имел пятерых сыновей:

  • Степан (1922-2017), летчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации (1980), Герой Советского Союза (1975), с 1965 г. – первый заместитель начальника НИИ ВВС им. Чкалова, с 1978 г. – заместитель генерального директора по летным испытаниям НПО «Молния»;
  • Владимир (1924-1942), летчик-истребитель, старший лейтенант, погиб во время Великой Отечественной войны;
  • Алексей (1925-1986), генерал-лейтенант авиации (1968), в 1978-1986 гг. – заместитель начальника Управления воздушным движением ВВС СССР;
  • Иван (Вано; 1927-2016), инженер-конструктор, один из разработчиков истребителя МиГ-29;
  • Сергей (Серго; 1929-2010), доктор исторических наук, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений АН СССР, главный редактор журнала «Латинская Америка» (1970-1990), с 1990 г. жил в США, был профессором Джорджтаунского университета в Вашингтоне.

Старший Владимира Анастасовича, Степан, служивший с ним вместе, в своём интервью Артёму Драбкину описывал обстоятельства его гибели следующим образом. По его свидетельству, на тот момент они оба были намного моложе остальных лётчиков полка и боевого опыта у них было гораздо меньше. Недостаток опыта усугублялся хроническими неполадками сырой техники. Незадолго до этого они получили Як-7б, облетали их, отстреляли в воздухе оружие и перелетели 9 сентября 1942 года на аэродром «Совхоз Сталинградский», располагавшийся в 70 километрах к северу от Сталинграда. Поначалу братья проводили тренировочные полёты в районе аэродрома, а 17 сентября стало известно, что на следующий день было должно начаться наступление советских войск в районе станции Котлубань. Задачей лётчиков была организация воздушного прикрытия наступавших войск. В первом боевом вылете 18 сентября Владимир не смог принять участие по причине технической неисправности его самолёта, а Степан, бывший в этом вылете ведомым командира полка майора Клещёва, в ходе воздушного боя столкнулся с отказом обоих пулемётов своего истребителя. За первым вылетом сразу же последовал второй. Самолёты смогли лишь дозаправиться. Оба вылета прошли без потерь, но, впервые побывавший в серьёзном столкновении, Степан был довольно сильно взволнован. Клещёв, оценив обстановку, принял решение не брать в третий вылет старшего Микояна, взять вместо него Владимира, до сих пор остававшегося на земле, но рвавшегося в бой, и передать ему машину Степана. В этом вылете Владимир атаковал вражеский бомбардировщик, однако на выходе из атаки вверх был сбит истребителем Messerschmitt Bf.109. У пытавшегося воспрепятствовать этому другого советского пилота отказало оружие. После очереди «Мессершмитта» самолёт Микояна перевернулся и вошёл в пикирование. В какой-то миг Як-7Б начал из него выходить: по-видимому, старший лейтенант не был убит и предпринял попытку спасти ситуацию, но затем самолёт вновь сорвался в отвесное пике и врезался в землю.

В книге Станислава Грибанова «Тайна одной инверсии», которую подарил музею другой сын Анастаса Ивановича – Вано, так описаны те далекие события:

«…прикрывающая группа наших истребителей, которую вел капитан Долгушин, видела, как старший сержант Микоян после второй атаки зажег ещё самолет противника Хе-111, который горящим стал падать в трех-четырех километрах южнее деревни Котлубань. Затем прикрывающая группа была атакована истребителями противника», – напишет 18 сентября в своем донесении командир 434 – го истребительного полка майор Клещев.   После окончания воздушного боя все наши самолеты вернулись на свой аэродром, за исключением старшего лейтенанта Микояна Владимира».

18 сентября 1942 года Владимир Микоян в воздушном боестолкновении в период Сталинградской битвы погиб в районе станции Котлубань. За образцовое выполнение боевых заданий командования 17 октября 1942 года посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Владимир Микоян погиб в первом же своём боевом вылете...

Что ещё мы знаем о Владимире Микояне?.. Пойдя по стопам старшего брата Степана, Владимир Микоян в феврале 1942 года закончил ускоренный курс Качинской школы пилотов. После окончания обучения молодой летчик прошел дополнительные тренировки при инспекции ВВС под патронажем Василия Сталина. В сентябре 1942 года вместе со старшим братом Степаном, получив назначение в 434-й истребительный авиаполк Резерва Главнокомандования, он отправился под Сталинград.

Владимир Микоян был самым молодым летчиком полка.

Ему совсем недавно исполнилось 18 лет.